Герб

Официальный сайт
Администрации сельского поселения
Старотураевский сельсовет
муниципального района Ермекеевский район
Республики Башкортостан

СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ

«Мой дом – моя крепость», «милые бранятся – только тешатся», « бьет – значит, любит» – три народные мудрости (они же – стереотипы), которые, осознаваясь в массовом сознании как базовые ценности, позволяют считать все, что происходит внутри ячейки общества, сугубо личным делом.
Если в целом насилие можно определить как действие, причиняющее физические страдания или ущерб другому лицу, то в домашнем насилии четко обозначены источник и точка приложения этого действия – семья. То есть в роли носителя зла и его жертвы выступают самые близкие люди – супруги (в том числе как бывшие, так и потенциальные – те, кто еще только собираются пожениться) и дети.
Все пары и семьи спорят. Иногда только в споре можно выяснить истину, решить проблему, найти компромисс, который бы всех удовлетворил или, по крайней мере, позволил жить дальше. Либо вместе, либо расставшись. Где грань между обычным спором, супружеской ссорой, семейным конфликтом (без чего совместное существование, прямо скажем, труднопредставимо) и домашним насилием? Там, где в ход начинают идти насильственные способы их разрешения.
По данным научных исследований, проявление домашнего насилия в той или иной форме (побои, оскорбления, издевательства, психологический террор, насильственное совершение полового акта, экономическая зависимость, изоляция) встречается в каждой четвертой семье. Половине всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами (ревность, алкоголизм, хулиганство) предшествуют семейные конфликты.
Муж кричит, пускает в ход кулаки, бьет посуду или хранит каменное молчание, заставляя всех в доме затаиться и говорить шепотом. Дело не в недосоленном или пересоленном супе, невымытой посуде, оставленных не на месте детских ботинках, позднем звонке институтской подруги и не в том, что ему не хочется идти в гости к вашим родственникам. Не будет этих поводов, найдутся другие. Как правило, если муж (близкий человек) проявил по отношению к женщине насилие, он не остановится на этом. Он будет использовать любой повод, чтобы вести себя таким образом (не так посмотрела, например). Женщина тут, можно сказать, не причем. Просто он привык себя вести и разрешать конфликты именно таким образом.
Домашнее насилие – это не ссора и не семейный конфликт. И конфликт, и ссора подразумевают равное положение супругов (партнеров), которые в чем-то не согласны друг с другом и отстаивают свое мнение. В ситуации насилия никакого равенства нет. Один человек стремится контролировать другого, используя физическую силу, экономические возможности, социальный статус и т.д. Кроме того, домашнее насилие отличается от ссоры или конфликта методичностью и повторяемостью актов агрессии.
Если конфликт в семье – это обычно более или менее изолированный эпизод (даже если конфликты происходят часто и по одному и тому же поводу), то насилие – это цепь, порочный круг, серия подавляющих жертву актов, каждый следующий из которых интенсивнее предыдущего.
Домашнему насилию может подвергнуться любой из нас, как ребенок, так и взрослый, пожилой человек, женщина или мужчина. Супруг может проявить агрессию в отношении супруги, и наоборот, родители в отношении детей, а дети в отношении родителей, братья и сестры – по отношению друг к другу. Дети могут проявить агрессию в виде насилия по отношению к своим братьям либо сёстрам.

Основные виды семейного насилия
Физическое насилие – прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении увечий, тяжелых телесных повреждений, побоях, пинках, шлепках, толчках, пощечинах, бросании объектов и т.п.
Сексуальное насилие – насильственные действия, при которых человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желанию к какой-либо форме сексуальных отношений.
Психологическое – нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т.п.
Экономическое – материальное давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами.
Очень часто данные виды насилия могут носить комплексный характер!

Насилие носит цикличный характер:
– фаза нарастания напряжения: мелкие оскорбления, притеснения, возрастает
недовольство;
– фаза насильственного инцидента;
– фаза примирения – обидчик приносит свои извинения, отрицания
произошедшего, переваливает вину на жертву;
– фаза медового месяца в отношениях – отношения временно налаживаются

Как правило, фазы сокращаются по времени, вспышки жестокости учащаются и причиняют больший вред.

Как домашнее насилие влияет на детей?
Ребенок – как растущий организм, как надежда мира, не то что бы обязан, но ему следует жить в таких условиях и воспитываться только в атмосфере добра, искренности, справедливости, в состоянии душевного равновесия.
Люди до сих пор руководствуются стереотипами и предпочитают другую модель воспитания детей, при которой шлепки, подзатыльники, унижения и крики считаются нормой. Применяя эту модель воспитания, родители используют для своего оправдания следующие стереотипы:
•«Настоящего мужчину нельзя воспитать без побоев».
•«Если мы перестанем бить детей, то государство скоро сможет их у нас забирать за каждую мелкую оплошность».
•«Государство не должно лезть в мою семью».
•«Я лучше психологов и государства знаю, как воспитывать ребенка».
•«Я не могу справиться с ребенком без криков и шлепков».
•«Мой ребенок по-другому не понимает».
•«Иначе ребенок меня не слушается».
•«Я не знаю, как своего ребенка воспитывать по-другому».
•«Если и я его не буду бить, мой ребенок вырастет неуправляемый».
•«Меня в детстве били, и я вырос нормальным».
•«Борьбу с домашним насилием придумали американцы, чтобы забирать наших детей на органы».

В чем же проявляется насилие в отношении детей?
Специалисты выделяют 4 основных вида насилия в отношении детей:
1. физическое
2. психологическое (эмоциональное)
3. сексуальное
4. неудовлетворение основных жизненных потребностей ребенка.

Перечислить все формы физического насилия не представляется возможным из-за их разнообразия, а с их примерами мы сталкиваемся постоянно. Мы ужасаемся, когда в СМИ появляются статьи о том, как горе – родители избивают своих детей, истязают и даже убивают их. Но, к сожалению, мало кто воспринимает как демонстрацию насилия такие довольно привычные картины, когда мама за какой-то проступок прямо на улице бьет своего ребенка или резко дергает его за руку; когда папа со словами «Третий раз повторять не буду!» дает ребенку подзатыльник. Задумывается кто-нибудь о том, что в этот момент ребенок подвергается насилию? Вероятно, нет. И, скорее всего, эта мама и этот папа будут очень удивлены, если им сказать о том, что они применяют насилие к своему ребенку.
ПРИМЕР. За столом собрались гости. Уже подвыпивший отец наливает 13-летнему сыну алкоголь. Мальчик отказывается, на что отец говорит: «Ты уже взрослый мужик, учись. Ты что, не выпьешь за здоровье отца?» Гости поддерживают отца и заставляют мальчика выпить. Наверное, кто-то из вас оказывался в подобной ситуации или был свидетелем таковой. Но разве вы думали о том, что на глазах у всех 13-летний мальчик подвергается физическому насилию?

Физическое насилие, как правило, сопровождается психологическим (эмоциональным). Под психологическим насилием понимается постоянное или периодическое вербальное или невербальное, т.е. словами и другими способами оскорбления ребенка, угрозы, и унижения со стороны родителей, обвинения в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви и неприязни, постоянная ложь или искажение действительности, в результате чего ребенок теряет доверие к взрослому или к самому себе, а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.
Психологическое (эмоциональное) насилие настолько широко распространено, что, вероятно, нет человека, который хотя бы раз в жизни не сталкивался с ним, – однако при этом именно его реже всего воспринимают как насилие.
Несколько способов поведения родителей, которые принято считать насилием над ребенком.
Эмоциональная отгороженность. Родители не заботятся об эмоциональных потребностях и нуждах ребенка.
ПРИМЕР. Ребенок с увлечением пытается рассказать о том, какую замечательную картинку он нарисовал в детском саду, или о том, что учитель похвалил его в школе за помощь в уборке класса, т.е. хочет поделится с родителями своим успехом. Но родители отмахиваются, говорят, что бы он не мешал, шел играть в свою комнату и т.п. В первый раз ребенок может подумать, что он действительно не вовремя подошел, и попытается снова. Но если такая ситуация повторяется постоянно, то наступает отчуждение от родителей.
Враждебное отношение. Родители перекладывают на ребенка ответственность за свои собственные неудачи. Дети часто слышат от родителей: «От тебя одни неприятности!», «Ты ничего не можешь сделать как надо!», «Ты меня бесишь!», «Ты мне надоел!». В результате ребенок чувствует себя ненужным и нежеланным, у него снижается самооценка, он считает, что его не за что любить и уважать.
Непоследовательность. Противоречивая реакция на поступки ребенка. Ребенок должен усвоить, что у каждого действия есть определенные последствия. Если же мама с папой по-разному реагирует на один и тот же его поступок, то ребенку трудно понять, правильно ли он делает и как ему вести себя в такой ситуации в будущем.

ПРИМЕР. 8-летний Сережа без разрешения взял папин фотоаппарат, вынес во двор и стал фотографировать друзей. Вечером он показал папе получившиеся снимки. Папа, будучи в хорошем настроении, повалил сына за интересные фотографии. Через несколько дней Сережа опять взял фотоаппарат, не сказав ничего родителям. На улице с увлечением он фотографировал все, что казалось ему заслуживающим внимания. Мальчик с трудом дождался папиного возвращения с работы и бросился к нему со словами: «Папа, папа, посмотри, какие интересные фотографии я сделал!..» Но сегодня папа был не в духе. Он набросился на сына с криком: «Кто тебе разрешил брать фотоаппарат? Он стоит денег, а если ты его сломаешь или у тебя его украдут? Еще раз такое повторится, и я тебя выпорю!»
Ложь и невыполнение обещаний, данных ребенку. Причем в первую очередь это касается самых мелких, «неважных» с точки зрения взрослого обещаний – ведь из них состоит каждый день.

ПРИМЕР. 6-летний Коля всю неделю ждал выходного дня, чтобы пойти с родителями в парк, куда они обещали отвести его еще в прошлые выходные. Но тогда у родителей не получилось, и они сказали, что пойдут в парк в следующее воскресенье. Однако в воскресенье папа уехал с друзьями на рыбалку, а к маме в гости зашла подруга. Они устроились на кухне, пили чай и разговаривали. Коля несколько раз пытался напомнить маме о походе в парк, но мама сказала, что сегодня ей некогда, и они отправятся туда в следующее воскресенье.
Завышенные ожидания и требования, не соответствующие возможностям или возрасту ребенка.

ПРИМЕР. Родители отдали Леночку в секцию фигурного катания. Они мечтают о том, что дочка станет известной спортсменкой и будет побеждать на международных соревнованиях. Но девочке не нравится фигурное катание, у нее плохо получаются упражнения. Тренер говорит об этом родителям, советует не мучить ребенка и отдать в другую, более подходящую секцию. Но мама с папой решили, что дочка должна стать прославленной фигуристкой, и ругают ее за промахи. А когда на первых соревнованиях Леночка выступила очень плохо, родители просто наказали ее.

ПРИМЕР. Родители наказывают 3-летнего ребенка за то, что он во время еды пачкается, роняет еду на пол и т.п.

ПРИМЕР. Мама быстро идет по улице и тянет за руку малыша, который, конечно же, не успевает за ней. Мама начинает на него кричать и шлепает его.
Неспособность или нежелание признать, что ребенок – это самостоятельная личность, имеющая право на свое собственное мнение и личное пространство.

ПРИМЕР. Володе 8 лет, он очень любит рисовать, и у него это хорошо получается. Но родители считают, что важнее для ребенка – занятие музыкой, поэтому заставляют его ходить в музыкальную школу, которую Володя тихо ненавидит.
В таких ситуациях основной принцип взрослых – «я лучше знаю, что тебе нужно!»
Изоляция. Ребенку не разрешают играть со сверстниками, не дают возможности получать опыт нормального социального общения. Таким образом, родители формируют у ребенка ощущение, что он не может ни на кого полагаться.

ПРИМЕР. Родители Лены не разрешают ей ходить в гости к сверстникам, гулять во дворе, принимать участие во внешкольных мероприятиях, и строго следят за тем, чтобы после школы девочка сразу шла домой. Мама приходит в школу и интересуется у учительницы, с кем Лена общается.
Угрозы и запугивание.

ПРИМЕР. Ребенок «плохо себя ведет», не слушается, разбрасывает игрушки. Мама говорит ему, что когда папа придет с работы, он накажет непослушного сына и поставит в угол до самого вечера.
Игнорирование. Ребенок ощущает только физическое присутствие родителей, а эмоционального контакта с ними у него нет.

ПРИМЕР. В семье двое детей: 9 – летняя Марина и 12 – летний Егор. Марина – любимица родителей, а Егор постоянно чувствует себя ненужным и нелюбимым. Родители обсуждают с Мариной, как у нее прошел день, что было интересного, рассказывают ей о своих новостях. Егора, конечно же, кормят, покупают ему одежду и другие необходимые вещи. Но никто не интересуется его делами и не рассказывает ему о семейных новостях. Если Егор пытается что-то рассказать родителям, его просто не слушают.
Уничтожение личных вещей ребенка. Родители делают это, чтобы получить контроль над ребенком, добиться его подчинения.

ПРИМЕР. У Кати было много игрушек, но любимым был старенький медвежонок. Когда девочка делала что-то не так, как хотелось маме, или не слушалась ее, мама угрожала, что выбросит медвежонка. Однажды Катя с родителями приехала к бабушке в деревню, захватив с собой любимую игрушку. Увлекшись игрой, девочка не сразу пришла обедать. Мама звала ее несколько раз, а потом схватила медвежонка и на глазах у дочки бросила его в горящую печь… Даже по прошествии многих лет, став взрослой женщиной, Катя вспоминает эту ситуацию и говорит о том, какую боль испытала в тот момент. И она до сих пор не смогла простить своей маме этот случай.
Запрет на встречи с одним из родителей после развода.

ПРИМЕР. Родители Димы развелись и сейчас живут раздельно. Дима живет с мамой и бабушкой. Они не разрешают мальчику не только встречаться с папой, но и общаться по телефону. Папа иногда приезжает к школе, чтобы увидеться с Димой, но, если мама узнает об этом, она сильно ругает Диму, а потом звонит папе и ругается с ним. Однажды, в день рождения сына, папа приехал в школу и привез ему подарок, о котором тот давно мечтал. Вечером мама, увидев подарок и узнав, что его принес папа, выбросила его в мусорное ведро, а Диму отругала за то, что он опять «тайком» встречался с папой. После этого она позвонила бывшему мужу, и они долго ссорились. Дима сидел в комнате и плакал. Ему было очень жалко красивой игрушки, а еще он не мог понять, почему все так происходит – ведь он одинаково сильно любит и маму, и папу, и знает, что они тоже любят его.
Сексуальное насилие – самый страшный вид насилия, который заключается в том, что ребенок используется взрослым человеком для получения сексуального удовлетворения.
Сексуальные действия по отношению к детям чаще всего совершают хорошо знакомые им люди или родственники (по результатам исследований – до 80%). Одним из достаточно распространенных видов сексуального насилия, о котором обязательно нужно знать родителям, является инцест – сексуальное насилие над ребенком со стороны члена семьи. Достоверно оценить масштабы этого вида насилия очень сложно, т.к. большинство подобных случаев остаются неизвестными.
Неудовлетворение основных жизненных потребностей ребенка.
Этот вид насилия подразумевает нежелание или неспособность родителей удовлетворять нужды ребенка, связанные с развитием его физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей. Такое происходит не только в тех случаях, когда семья испытывает материальные трудности. Иногда родители ведут себя подобным образом, пользуясь зависимым положением ребенка и, соответственно, злоупотребляя своими правами.
Оставление ребенка без присмотра.

ПРИМЕР. Папа был на работе, а маме срочно понадобилось сходить в магазин, и она оставила дома 1,5 – годовалую Таню со старшей сестрой Светой, которой исполнилось 6 лет. Пока мама отсутствовала, девочки стали играть в «больницу», и Света, достав из шкафчика таблетки, заставила Таню проглотить несколько штук. К счастью, малышку удалось спасти – мама, вернувшись из магазина, вызвала «скорую помощь».
Неудовлетворение потребностей ребенка в питании, одежде, жилье и медицинской помощи.

ПРИМЕР. Мама, начитавшись информации в Интернете, решила, что она сама, не обращаясь к врачу, сможет оказать помощь 5 – летнему ребенку, который несколько дней жаловался на боль в животе, и у него была небольшая температура. Ребенок умер от воспаления брюшины.
Пренебрежение потребностью ребенка в получении адекватного образования.
Родители не заботятся о развитии способностей ребенка, не интересуются его успеваемостью в школе, отказываются от контактов с учителями. В результате ребенок часто опаздывает в школу или даже пропускает занятия, потому что родители утром не будят его или вообще оставляют дома для выполнения какой-либо работы, например, для присмотра за младшими детьми.

ПРИМЕР. 14 – летняя Ира часто опаздывает в школу или вообще пропускает занятия. Выясняется, что родители заставляют дочку оставаться дома и присматривать за младшими детьми, которым 2 и 4 года, или заниматься уборкой.

Страшнее самого насилия его последствия!
Согласно результатам исследования, маленькие дети чаще подвергаются бытовому насилию, чем подростки. Это влияет на их умственное и эмоциональное развитие.
Когда они становятся старше, у них возникают проблемы в школе, им труднее сходиться со сверстниками, они страдают от депрессий, повышенной возбудимости и других нарушений психики.
Среди таких детей чаще встречаются случаи алкоголизма и наркомании, подростковой преступности.
Многие травмированные дети склонны обвинять в случившемся себя самих. Взятие ответственности на себя в этом случае позволяет компенсировать (или заместить) чувство беспомощности иллюзией потенциального контроля.
Самым тяжелым последствием насилия является повторное переживание травматических событий — поведенческий паттерн, который заключается в том, что неосознанно индивид стремится к участию в ситуациях, которые сходны с начальным травматическим событием в целом или каким-то его аспектом.
Дети, которые живут в семьях с бытовым насилием, ведут себя более агрессивно. Причиненное насилие порождает ответное, круг замыкается. Дети, не понимая, за что их «наказывают», начинают считать такое поведение нормой общения, причиняя зло уже своим сверстникам и тем, кто младше.
Однако не только прямое насилие влияет на неустойчивую пока детскую психику, но и косвенное. Когда дети сами не подвергаются избиениям или сексуальным домогательствам, но видят такое поведение среди родственников, с которыми проживают, это влияет на их психическое и психологическое здоровье не меньше. Таким образом, можно сказать, что склонность к бытовому насилию передается из поколения в поколение.
Домашнее насилие это не то, что нужно скрывать, замалчивать, терпеть либо страдать от него. Случай семейного насилия, если он произошёл, необходимо остановить, чтобы предотвратить его повторение в будущем. Существует ряд простых действий, которые помогут разобраться, что делать в ситуации, когда насилие происходит в семье.

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ!
НИКОГДА НЕ ПОЗДНО ПРИЗНАТЬСЯ САМОМУ СЕБЕ, ЧТО ВАМ НУЖНА ПОМОЩЬ!